1. Таможенные органы обеспечивают на таможенной территории таможенного союза решение следующих основных задач:
1) содействие реализации единой торговой политики таможенного союза;
2) обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;
3) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;
4) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;
5) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
6) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;
7) обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств - членов таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, а также в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза - мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств - членов таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков (подпункт дополнен Международным протоколом от 16 апреля 2010 года;
8) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза;
9) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции;
10) ведение таможенной статистики.Законодательством государств - членов таможенного союза могут быть установлены и иные задачи, решаемые таможенными органами.
2. Система таможенных органов, их права, обязанности и ответственность, а также условия прохождения службы в таможенных органах определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
Комментарий к статье 6 ТК ТС
1. Непосредственным участником большинства правоотношений, составляющих предмет регулирования настоящего кодекса, являются таможенные органы - уполномоченный субъект. Комментируемый кодекс не предусматривает необходимости формирования специальных таможенных органов в рамках таможенного союза. Их функции в полной мере реализуют таможенные органы государств-участников Союза. В то же время их деятельность в рамках союза предполагает расширение компетенции указанных органов и включение в нее ряда дополнительных задач, обусловленных межгосударственным взаимодействием. Перечень специальных задач таможенных органов в рамках союза регламентирован комментируемой статьей. В большинстве своем задачи, определенные ч.1 комментируемой статьи, являются традиционными для таможенных органов, но суть комментируемой нормы сводится к тому, чтобы адаптировать их к деятельности в рамках таможенного союза. Так, например, одной из задач кодекс определяет содействие реализации единой торговой политики таможенного союза. Аналогичные полномочия предусмотрены и нормативными актами государств-участников союза для деятельности их таможенных органов. Основным отличием указанной деятельности является ее территориальный характер: в рамках отдельного государства или таможенного союза.
Обеспечение исполнения законодательства и контроль за его исполнением является задачей любого органа государственной власти. В этой связи положения комментируемой статьи декларируют реализацию общих задач таможенных органов в рамках их деятельности в таможенном союзе.
Прочие предусмотренные ч.1 комментируемой статьи задачи таможенных органов составляют их исключительную компетенцию как в рамках государства, так и в рамках таможенного союза. С одной стороны, кодекс подчеркивает единство задач данных органов и их неразрывную связь с задачами, реализуемыми в рамках отдельно взятого государства, с другой стороны - подчеркивает значимость указанных задач и их надлежащей и эффективной реализации.
Особо следует обратить внимание, что положения комментируемой статьи предоставляют максимальную свободу деятельности государств-членов союза, предоставляя им возможность определения иных задач в рамках собственного внутреннего законодательства. В силу предписаний абз.2 ч.1 комментируемой статьи предусмотренные государством в рамках собственного законодательства задачи таможенных органов являются обязательными для их разрешения и в рамках таможенного союза.
2. Пункт 2 комментируемой статьи особо подчеркивает отсутствие специальных таможенных органов в рамках союза, одновременно указывая на предоставление всей полноты полномочий соответствующим органам государств-участников союза. В соответствии с действующим российским законодательством таможенными органами признаются органы исполнительной власти, которые непосредственно осуществляют деятельность в области таможенного дела. Систему российских таможенных органов составляют Федеральная таможенная служба РФ - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.
В соответствии с Таможенным кодексом Республики Беларусь таможенными органами там являются Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни.
Кодекс Республики Казахстан от 30 июня 2010 года N 296-4 "О таможенном деле в Республике Казахстан" (Таможенный кодекс) предусматривает, что система таможенных органов включает в себя:
- уполномоченный орган в сфере таможенного дела;
- территориальные подразделения уполномоченного органа в сфере таможенного дела (по областям, городам республиканского значения, столице);
- таможни;
- таможенные посты;
- контрольно-пропускные пункты на таможенной границе Таможенного союза;
- специализированные таможенные учреждения.
Весь спектр указанных таможенных органов государств-участников союза реализует в полной мере задачи, предусмотренные комментируемой статьей и законодательством каждого из государств.
Консультации и комментарии юристов по ст 6 ТК ТС
Если у вас остались вопросы по статье 6 ТК ТС и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.